+7 (925) 062-73-93
·
artem@koshellaw.ru
·
Пн - Пт 09:00-17:00
Проконсультироваться

Имиджевые права спортсмена

Вы не выигрываете серебро, вы проигрываете золото»

Такой рекламный слоган использовала компания Nike во время проведения Олимпийских игр 1996 года в Атланте. Некоторые серебряные и бронзовые призёры раскритиковали этот лозунг компании Nike. Агрессивный маркетинг заставил обсуждать Nike, и многие подумали, что компания является официальным спонсором Олимпийских игр. Помимо эмбуш-маркетинга, компания Nike имеет богатый опыт взаимодействия со звёздами спорта, репутация которых в разные периоды их карьеры была неоднозначной (Коби Брайнт, Эрик Кантона, Тайгер Вудс).[1] Однако, все же, большинство компаний и спортивных клубов предпочитают сотрудничать со звёздами спорта, обладающими положительной репутацией. Ценным качеством спортсмена становится не только уровень спортивного мастерства, но его внешний облик, а также поведение за пределами спортивной площадки (моральный облик). Узнаваемость спортсмена, количество подписчиков и просмотров конвертируется в рекламные контракты для клубов, а для производителей товаров в увеличение количества продаж. При этом компании, клубы и организаторы спортивных соревнований стремятся получить себе как можно больше прав от спортсмена с целью дальнейшей «монетизации», а сами спортсмены, понимая, что их образ является ценным активом, не спешат предоставлять права безвозмездно или на эксклюзивных условиях.


Понятие имиджевых прав спортсмена

Устоявшегося определения понятия имиджевых прав, включая понятия имиджевых прав спортсмена не существует. Тем не менее в некоторых источниках встречается определение имиджевых прав. Под имиджевыми правами спортсмена, понимается совокупность характеристик физического лица, которые отличают его и по которым его можно легко узнать. К таким правам, помимо изображения лица, относятся его голос, имя, подпись, инициалы, комбинация имени и номера на форме, образ и т.д.[2] В письме Минспорта России от 27.07.2017 N ПН-05-10/5493 указано, что «важное значение имеют «имиджевые права» спортсменов, в которые входят права на коммерческое использование имени, образа, облика и иных аспектов личной идентичности спортсмена».[3]

То есть, под имиджевыми правами обычно понимают совокупность атрибутов персонификации спортсмена, таких как фамилия, имя, инициалы, изображение, образ, внешний облик, голос. Но, на мой взгляд, это только часть определения имиджевых прав. Вторая часть определения имиджевых прав включает в себя такие атрибуты как: известность, и репутация спортсмена. Репутация спортсмена напрямую влияет на заключение/расторжение спонсорских и рекламных контрактов. Часто в новостях можно услышать, как применение допинга или совершение спортсменом аморальных или противоправных поступков приводит к отказу со стороны спонсоров от сотрудничества с таким спортсменом. Не многие компании, в отличие от компании Nike, захотят сотрудничать с такими спортсменами. Большинство спонсоров/рекламодателей предпочтут расторгнуть договор, чтобы их компания или продукция не ассоциировалась со спортсменом с плохой репутацией. [4]

Резюмируя вышесказанное, под имиджевыми правами спортсмена следует понимать совокупность атрибутов персонификации спортсмена, таких как фамилия, имя, инициалы, изображение, образ, внешний облик, голос, а также известность, и репутация спортсмена.


Соглашения об использовании имиджевых прав

Имиджевые права не относятся к интеллектуальным правам, а относятся к нематериальным благам. Отношения, связанные с использованием имиджевых прав, регулируются положениями главы 8 части 1 ГК РФ. В то время, как к произведениям, созданным с использованием имиджевых прав спортсменов (видеороликам, фотографиям), подлежат применению положения части 4 ГК РФ.[5]

Понимание различий в правом регулирование имиджевых прав и объектов интеллектуальной собственности имеет важное практическое значение, в том числе для составления соглашения об использовании имиджевых прав. Например, право на изображение, имя, фамилию и т.д. относятся к неотчуждаемым и непередаваемым (150 ГК РФ), при этом исключительные права на фотографии на которых изображен спортсмен являются отчуждаемыми.

Согласие спортсмена на использование его фамилии, имени, изображения, образа, внешнего облика и других атрибутов персонификации оформляется в письменном виде. Верховный Суд РФ указал, что согласие на обнародование и использование изображения гражданина представляет собой сделку.[6] На мой взгляд, верным является утверждение, что сделкой также является согласие спортсмена (гражданина) на использование иных атрибутов персонификации спортсмена.

Соглашение об использовании имиджевых прав спортсмена могут заключаться в виде отдельного соглашения, или включаться в текст трудового договора, рекламного/спонсорского или лицензионного договора.

На практике, спортивные клубы предпочитают включать положения соглашения об использовании имиджевых прав непосредственно в текст трудового договора. Например, стандартная форма трудового договора профессионального хоккеиста, утвержденная КХЛ содержит такую формулировку:

Хоккеист передает Клубу на период действия Контракта все права на использование своего изображения, Ф.И.О., образцов подписи и почерка, внешнего облика, стилизованных и фотографических образов Хоккеиста в Клубной экипировке, слоганов, высказываний, популярных выражений и других атрибутов персонификации в рекламных целях только с символикой Клуба или с использованием логотипа Клуба. Хоккеист также соглашается на передачу указанных прав КХЛ.

Такая формулировка позволяет использовать имиджевые права спортсмена в период действия его трудового договора. Но не регулирует многие другие аспекты, например, территорию, эксклюзивность, вознаграждение, принадлежность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных с использованием имиджевых прав.

Поэтому, в качестве рекомендации при заключении соглашения об использовании имиджевых прав, помимо согласия спортсмена на использование его имиджевых права, необходимо указать:

  1. атрибуты персонификации, на использование которых спортсмен, предоставляет согласие;
  2. срок действия согласия. В случае включения соглашения в трудовой договор, срок такого может быть равен сроку действия трудового договора или превышать его;
  3. территорию. Целесообразно обозначить в соглашении территорию, на которой могут быть использованы имиджевые права спортсмена. Например, территория Российской Федерации или всего мира;
  4. условия об эксклюзивности. В случае предоставления согласия на эксклюзивной основе, спортсмен не имеет права предоставлять третьей стороне право на использование имиджевых прав без предварительного согласия;
  5. вознаграждение за предоставление согласия на использование имиджевых прав. В случае включения соглашения в трудовой договор, вознаграждение за использование имиджевых прав может быть составной частью вознаграждения по трудовому договору.
  6. принадлежность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных с использованием имиджевых прав. В тексте соглашения целесообразно закрепить, что «исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием имиджевых прав спортсмена, принадлежат клубу/заказчику/спонсору.»

[1] Любая известность хороша? Спорная компания «Найк» и привлечение знаменитостей. Стивен Касл, Гэй

 Бебек. Коммерческая деятельность в спорте – стр. 193, Примеры из международной практики, РМОУ, ООО «Издательство «Национальное образование».

[2] Более подробно смотреть Konstantinos N. Zemberis, Image rights definition and importance. Transfers of football players. A practical approach to implementing FIFA rules, page 262.

[3] Письмо Минспорта России от 27.07.2017 N ПН-05-10/5493 «Методические рекомендации о направлениях совершенствования правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские и смежные права) и средств индивидуализации в области физической культуры и спорта»

[4] Наиболее интересные примеры можно найти по ссылке https://finance.yahoo.com/news/24-athletes-lost-huge-endorsement-090239873.html.

[5] В части обнародования и использования изображения гражданина см. п. 34 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

[6] П. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Статья по теме